АКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ СНИЖЕНИЯ НАГРУЗОК. ОТ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПОРЫВОВ ВЕТРА
Рассмотрим некоторые автоматические системы, предназначенные для снижения нагрузок от ветра. При этом остановимся только на принципиальных возможностях и свойствах этих систем. Поэтому анализ динамики будем проводить без учета нелинейностей системы управления и нежесткости конструкции самолета. Учет этих факторов значительно усложняет рассматриваемую задачу и может внести существенные изменения в приводимые ниже результаты.
Разделим автоматические системы для уменьшения нагрузок от ветра на две группы. К первой группе отнесем системы типа автопилота, управляющие подъемной силой с помощью руля высоты. Для лучшего парирования перегрузок закон управления автопилота может быть существенно изменен. Возможности такого изменения закона управления по сравнению с используемым в настоящее время имеются. Однако, поскольку такие законы пока не применяются, ограничимся анализом схемы с автопилотом, в котором, кроме обычных сигналов, введен сигнал, пропорциональный перегрузке в центре тяжести.
Ко второй группе отнесем автоматические системы, управляющие непосредственно подъемной силой крыла — с помощью закрылков или любых других управляющих поверхностей или устройств. Для удобства анализа положим, что самолет, кроме системы, управляющей подъемной силой крыла, снабжен автопилотом обычной схемы. В качестве сигналов, воздействующих на автомат, управляющий подъемной силой крыла, рассмотрим сигналы, пропорциональные вертикальной перегрузке в центре тяжести самолета и скорости вертикального порыва ветра.
Автопилот с сигналом перегрузки в центре тяжести самолета. В этом случае самолет управляется автопилотом, воздействующим на руль высоты. В закон управления автопилота вводится дополнительный член, пропорциональный вертикальной перегрузке в центре тяжести самолета. Такой сигнал может быть получен с помощью акселерометра, установленного вблизи центра тяжести самолета.
Структурная схема системы управления самолетом приведена на рис. 5.6. Динамика этой системы описывается уравнениями самолета (2.11) и уравнением автопилота, которое должно быть записано в следующей форме:
д К=V — /, (Д»з — щ+tM,. (5.4)
где in — передаточное число автопилота по перегрузке.
Этой системе соответствует следующая передаточная функция для перегрузки от вертикальной составляющей ветра:
Рис. 5.6. Структурная схема системы управления с автопилотом, имеющим дополнительный сигнал по вертикальной перегрузке в центре тяжести самолета |
Рис. 5.7. Переходные процессы самолета N° 4 при входе в ступенчатый вертикальный порыв: а —с обычным автопилотом; б— с автопилотом, имеющим дополнительный сигнал перегрузки в центре тяжести самолета |
"Ґ-У’шг g A (P)
^ ІР)=Р[36] ~-{p-y +^ + ^y ^e+^if#)p2 +
+ We (Су + by cbi„jg) + by (Ce + Cj <j)+c. ib] p+by cs ib. (5.6)
Анализ характера коэффициентов многочлена (5.6) передаточной функции (5.5) показывает, что подача на руль высоты сигнала, пропорционального перегрузке, эквивалентна увеличению коэффициента статической устойчивости Су на величину by cdjg. В § 3.2 было показано, что значительное увеличение статической устойчивости сопровождается увеличением колебательности угловых движений самолета. Это подтверждается видом переходных функций для самолета № 4 *, приведенных на рис. 5.7. На этом рисунке показана реакция самолета на ступенчатый вертикальный порыв ветра, имеющего скорость wy= 1 м/сек. Переходные функции на рис. 5.7, а относятся к самолету с серийным автопилотом для этого самолета (t»= 1;
14 =0), а на рис. 5.7, б — с рассматриваемой системой управления (i# = l; i’4=0; in = 25°) [37].
Необходимо подчеркнуть, что более быстрое снятие перегрузки
автопилотом, имеющим сигнал по перегрузке, достигается за счет большого расхода и большой скорости движения руля высоты (рис. 5.7, б).
Для более полной оценки возможности рассматриваемой схемы на рис. 5.8 приведен график среднеквадратичного значения перегрузки в центре тяжести самолета № 4, отнесенной к среднеквадратичному значению скорости случайных вертикальных порывов, в функции коэффициента статической устойчивости су (поскольку была установлена эквивалентность членов Ь• c&ijg и су). Г рафик на рис. 5.8 построен для масштаба турбулентности L = 300 м. При изменении с у от действительного для данного самолета значения Су =3,2 до значения су =20, т. е. примерно, в
6 раз, среднеквадратичное значение перегрузки уменьшается приблизительно на 35%.
![]() |
Эффективность рассматриваемой системы уменьшения перегрузки во всем диапазоне масштабов турбулентности для самолета № 4 иллюстрируется на рис. 5.9. Кривая 3 относится к самолету с обычным автопилотом, стабилизирующим угол тангажа, кривые / и 2 — к самолету с автопилотом с сигналом по перегрузке (кривая 2 — in = 20°, кривая 1 — t, l = 40°). Эти графики показывают, что среднеквадратичное значение перегрузки при /„ = 20°
Рис. 5.9. Нормированные среднеквадратичные значения перегрузки в центре тяжести самолета № 4 в функции масштаба турбулентности (при ow = = 1 м/сек):
1 — автопилот с передаточным числом
по перегрузке / п *20°; 2 — то же, но »д=
—40°; 3 — обычный автопилот
уменьшается примерно на 30%, а при /„=40° — на 50%. Однако с увеличением передаточного числа in резко возрастает дополнительная перегрузка от углового ускорения самолета. На рис. 5.10 приведены среднеквадратичные значения этой перегрузки для сечения фюзеляжа, отстоящего на расстоянии 1=7 м от центра тяжести. Кривые 1, 2 и 3 относятся к тем же значениям передаточных чисел автопилота, которые указывались для рис. 5.9. Мгновенное значение перегрузки в сечении фюзеляжа, находящемся на некотором удалении от центра тяжести, равно сумме мгновенных значений перегрузки в центре тяжести (Дпу) и перегрузки от углового ускорения (п»). Среднеквадратичное значение суммарной перегрузки является сложной функцией этих составляющих. Однако в процессе исследования было установлено, что для самолета с обычными характеристиками угловых движений среднеквадратичное значение суммарной перегрузки для точек оси фюзеляжа, расположенных впереди центра тяжести, равно, примерно, разности среднеквадратичных значений оПу
и On», а для точек, расположенных позади центра тяжести,— сумме этих значений. Учитывая это положение, на основании графиков на рис. 5.9 и 5.10 можно сделать вывод, что значительное увеличение передаточного числа (например, для самолета № 4 — свыше 20°) нецелесообразно по трем причинам:
1) значительные увеличения г’„ не приводят к пропорциональному снижению перегрузки в центре тяжести;
2) при увеличении in резко возрастает дополнительная перегрузка от угловых ускорений, что неблагоприятно отражается на комфорте пассажиров, размещенных в хвостовой части фюзеляжа;
Рис. 5.11. Реакция самолета № 4 с автопилотом, имеющим сигнал по. перегрузке, на ступенчатый управляющий сигнал по тангажу |
3) при принятых в современных автопилотах ограничениях по углу отклонения руля высоты диапазон работы автопилота существенно сужается при увеличении передаточного числа tn.
Кроме всего прочего, введение в закон управления автопилота сигнала перегрузки резко ухудшает управляемость самолета, так как для достаточной эффективности этого сигнала передаточное число in должно быть довольно значительным, что в свою очередь эквивалентно чрезмерному увеличению статической устойчивости. На рис. 5.11 приведены осциллограммы реакции самолета № 4 с законом управления (5.4) на управляющий сигнал по тангажу Дд3= 1° (й =1, tj =2,0, in=20°). Как видно из графиков, переходный процесс затянут более чем до 15 сек.
Самолет № 4, использованный для расчетов, имеет короткий фюзеляж. Для самолетов с длинным фюзеляжем рассмотренная схема управления будет особенно неудачна, так как снижение перегрузки в центре тяжести будет сопровождаться значительным увеличением перегрузки в хвостовой части фюзеляжа.
Автомат управления закрылками, реагирующий на скорость вертикального порыва и автопилот. В этом случае самолет управляется автопилотом обычной схемы, а автомат управления закрылками (или элевонами) служит для уменьшения нагрузок от воздействия порывов ветра. Для управления автоматом используется сигнал, пропорциональный скорости вертикальных порывов ветра, которая измеряется специальным прибором (приборы для измерения на самолете скорости вертикальных порывов
описаны в работах [18, 19]). Структурная схема системы управления самолетом приведена на рис. 5.12. Из этой структурной схемы следует, что автомат управления закрылками работает по разомкнутой схеме. В нем используется принцип компенсации внешнего возмущения.
![]() |
При восходящем порыве автомат отклоняет закрылок вверх, при нисходящем — вниз. Такой метод парирования перегрузок не
требует поворота всего самолета, следовательно, запаздывание в компенсации подъемной силы, создаваемой порывом ветра, будет определяться только запаздыванием исполнительного механизма автомата. Поэтому можно ожидать, что рассматриваемая схема парирования нагрузок будет более эффективна, чем первая.
‘Ci, ^p-u— £*^0в C3AO3 C’ Wv, |
![]() |
![]() |
![]() |
Для этой схемы уравнения продольного движения самолета несколько изменяются по сравнению с ранее использованными в данной работе, так как в данном случае уравнения должны учитывать действие закрылка. Упрощенные уравнения (2.11) в этом случае приобретают вид:
где Дбз — угол отклонения закрылков.
Значения коэффициентов Ьа и с3 приведены в табл. 2.1. Предполагается, что конструкция закрылков позволяет отклонять их от нейтрального положения вверх и вниз.
![]() |
![]() |
![]() |
Уравнение автомата для управления закрылками возьмем в форме уравнения инерционного звена
где Т3 — постоянная времени автомата;
kw — передаточное число автомата; его размерность — градусы (или радианы) угла отклонения закрылка на единицу скорости вертикальной составляющей ветра.
Динамика рассматриваемой системы описывается совокупностью уравнений (2.14), (5.7) и (5.8). Этой системе уравнений соответствует передаточная функция для перегрузки, обусловленной вертикальным ветром:
Wn :w (р)=——2Ір) , (5.9)
у у g Аз(Р) ’
где
ь*(р)=р [by (Т3р-И) [*8+(**+c-;ve+^ І-)р + с,/»]-
-КЬ3^+(Ч+с-уе+с^)р + с^ + Уе(с- j— by )]|, (5.10)
К(р)=(Т3р+Щр?+(Ьі+Ч+с-уе + сііі)р>+
—[Vecj, "4”by (^Ч~СцР~~Ьу /#}. (5.11)
На основании (5.9) можно установить так называемые условия инвариантности [43] продольного движения самолета к вертикальным порывам ветра. Для этого необходимо, чтобы полином (5.10) числителя передаточной функции (5.9) был тождественно равен нулю. Это требование выполняется при соблюдении трех условий:
7’з=0, bw=b^jb3, Ь3су^Ь’уС3.
Первое условие — отсутствие запаздывания в работе такого мощного исполнительного механизма, каким является автомат для управления закрылками, принципиально неосуществимо. Между тем, как будет показано ниже, даже небольшое запаздывание сильно сказывается на эффективности рассматриваемой схемы. Второе условие выражает равенство приращений подъемной силы от воздействия вертикального ветра wy и от отклонения закрылка Дб3. Третье условие выражает равенство приращений момента относительно оси г, обусловленных порывом wy и отклонением закрылка Д63. Следует заметить, что даже выполнение указанных трех условий, строго говоря, не обеспечивает инвариантности продольного движения самолета к вертикальным порывам ветра вследствие влияния изменения лобового сопротивления самолета, вызываемого отклонением закрылков. Изменение лобового сопротивления приводит к изменению скорости полета и, следовательно, к изменению всех коэффициентов, входящих в уравнения продольного движения самолета. Последнее в свою очередь приводит к возмущениям продольного движения. Обес-
ветра со скоростью Wy= 1 м/сек. Рис. 5.13, а относится к случаю, когда постоянная времени была равна 0,1 сек, а рис. 5.13,6 — 0,5 сек. При 7*3=0,1 сек перегрузка уменьшается очень резко и |
|
|
|
|
![]() |
(7,3=0) рассматриваемая схема очень эффективно снижает перегрузки (примерно в 10 раз). Однако эта схема очень чувствительна к запаздыванию в работе автомата. При Т3=0,1 сек перегрузки уменьшаются всего в два раза по сравнению с кривой 4, а при Г3==0,5 сек эффективность автомата становится очень малой. Схема чувствительна также к величине передаточного числа kw. Это видно из графиков на рис. 5.15, где приведены кривые <*«y/3wy =/(£) для четырех значений klc: оптимального — klv =
=з7,0 град — сек*м~1 (кривая /), kw= 10 град-сек-м~1 (кривая 2), ftu.=4,2 град — сек*м~{ (кривая 3) и Лгс = 0, т. е. автомат выключен (кривая 4). Во всех случаях было принято, что Г3=0. Данные рис. 5.15 показывают, что и перекомпенсация и недокомпенсация резко снижают эффективность системы.
Рис. 5.16. Нормированные среднеквадратичные значения перегрузки самолета № 4 от угловых движений для сечения фюзеляжа, отстоящего на 7 л от центра тяжести, в функции масштаба турбулентности (при ow=l м/сек)
2 — Т 3-0,1 сек, 3-73 = 4— ^«=0 (автомат выключен)
Перегрузки, обусловленные угловым ускорением самолета, не возрастают, как это имело место для первой схемы, а уменьшаются примерно в такой же степени, как и перегрузки в центре тяжести. Об этом свидетельствуют графики, приведенные на рис. 5.16, где даны среднеквадратичные значения перегрузки от угловых движений на расстоянии 7 м от центра тяжести самолета (кривая 1 — постоянная времени Т3=0, кривая 2 — Т3 — 0,1 сек, кривая 3 — 73=0,5 сек, кривая 4 — &ш=0, т. е. автомат выключен). Полученный результат нетрудно объяснить, если учесть, что при наличии управляемых закрылков изменения угла тангажа происходят очень плавно и на малую (по сравнению с первой схемой) величину. Поэтому перегрузки от углового ускорения оказываются малыми.
Управляемость самолета при рассматриваемой схеме никак не изменяется, так как автомат закрылков реагирует только на вертикальный ветер.
Недостатком этой схемы является большая чувствительность автомата закрылков к запаздыванию. Кроме того, аппаратура для измерения вертикальной составляющей ветра сложна. Указанных недостатков в значительной степени лишена следующая система управления.
![]() |
Автомат управления закрылками, реагирующий на перегрузку в центре тяжести самолета, и автопилот. Структурная схема этой системы приведена на рис. 5.17. Из этой схемы видно, что
в отличие от предыдущей, рассматриваемая система имеет замкнутый контур регулирования отклонения перегрузки от ее значения в прямолинейном полете, равного единице. Чувствительным элементом здесь является обычный акселерометр, установленный в центре тяжести самолета.
Уравнение автомата для этой схемы имеет вид
+ (5.12)
где kn — передаточное число автомата по углу отклонения закрылка на единицу перегрузки [38].
Динамика этой схемы описывается уравнениями автопилота
(2.14) , самолета (5.7) и автомата (5.12). Этим уравнениям соответствует следующая передаточная функция для перегрузки от действия вертикального ветра:
(5.13)
|
|
Рис. 5.18. Переходные процессы самолета № 4 с обычным автопилотом и автоматом закрылков при входе в ступенчатый порыв при различных значениях передаточного числа kп и постоянной времени / з автомата закрылков |
Д4 (Р)—by (Г3р +1) [ р — + (с j+с’уV е+о>А>) PJrc6*»] Ру
д5 (/>)“{(?>+1)[/>3 -фу ~К +c;Ve+cJ,)p’ +
+(by ^+by ct ц — f c-yVe)p— by с. г9} — f-
Ч"4^ [ f + ІЧ+^+c, f») p2+
+ (сЛ+СуУс——— І^сУе)р]}. (5.15)
![]() |
Из анализа передаточной функции (5.13) следует, что полное парирование перегрузки от ветра с помощью рассматриваемой схемы управления обеспечить нельзя даже при Т3=0. Однако при неограниченном увеличении передаточного числа kn yi ограниченном значении Т3 перегрузка стремится к нулю.
На рис. 5.18 приведены переходные функции рассматриваемой системы управления для самолета № 4 при различных сочетаниях передаточного числа kn и постоянной времени Т3. Эти графики представляют реакцию самолета на ступенчатый ветер со скоростью Wv— 1 м/сек. Графики показывают, что, увеличивая kn, можно обеспечить требуемый характер кривой перегрузки при реальных значениях запаздывания автомата закрылков.
Рассмотрим эффективность системы управления самолетом при полете в турбулентной атмосфере. На рис. 5.19 приведены графики зависимости о„ /з® —f(L) для различных значений kn
и Tj (самолет № 4). Эти графики показывают, что с увеличением kn эффективность автомата непрерывно возрастает. Однако снижение среднеквадратичного значения перегрузки не пропорционально увеличению kn. Например, как видно из графиков рис. 5.19, изменение kn от 0° до 50° дает такое же снижение перегрузки, как последующее изменение кп от 50° до 250°. Кроме того, выбор очень больших значений передаточного числа kn нежелателен из-за связанного с этим увеличения расхода закрылков.
Как и в предыдущей системе управления, с уменьшением перегрузок уменьшаются и колебания угла тангажа. Это хорошо видно на графиках рис. 5.20, где представлены перегрузки от угловых движений для сечения фюзеляжа, отстоящего на 7 л от центра тяжести.
![]() |
Управляемость самолета при использовании третьей системы управления ухудшается. Это видно из графиков переходных функций на рис. 5.21, представляющих реакцию самолета на управляющий сигнал по тангажу Дб3= Г. Если поворот самолета по
углу тангажа протекает практически так же, как и без автомата закрылков, то время, нужное для изменения угла наклона траектории (Д0=АО—Да), существенно увеличивается. Этот недостаток может быть устранен постановкой в цепь управляющего сигнала автомата закрылков фильтра высоких частот, поскольку низкочастотные составляющие перегрузки могут быть устранены за счет естественной реакции самолета с автопилотом. В этом
случае возникающие при маневре самолета медленные изменения перегрузки также почти не будут передаваться на автомат закрылков.
В заключение этого параграфа рассмотрим несколько осциллограмм, иллюстрирующих продольное движение самолета № 4 при полете в турбулентной атмосфере.
|
Рис. 5.22. Осциллограммы параметров продольного движения самолета № 4 в турбулентной атмосфере: а — с зажатым рулем; б — с обычным автопилотом |
Рис. 5.23. Осциллограммы параметров продольного движения самолета № 4 с автоматом закрылков, реагирующим на перегрузку, и автопилотом в турбулентной атмосфере (при различных значениях параметров автомата закрылков) |
Эти осциллограммы получены путем моделирования уравнений самолета и системы управления на аналоговой машине, причем в качестве возмущения использовался случайный ветер с характеристиками, соответствующими полученным в реальной атмосфере. Методика получения случайных сигналов с заданными характеристиками приведена в работе [44].
На рис. 5.22 и 5.23 представлены осциллограммы для вертикального ветра wy, перегрузки Апу, угла тангажа Дд, углов отклонения руля высоты ДОв и закрылков Д^3.
На рис. 5.22 приведены осциллограммы для самолета без автопилота и автомата, на рис. 5.22, б — с автопилотом без автомата. Из сравнения этих осциллограмм видно, что самолет без автопилота имеет довольно значительные колебания угла тангажа, в результате которых кривая перегрузки сильно отличается от кривой ветра. Автопилот уменьшает колебания угла тангажа.
На рис. 5.23 приведены те же данные, но для самолета с автопилотом и автоматом третьей схемы при большом значении передаточного числа kn и двух величинах постоянной времени Т3.
Осциллограммы на рис. 5.23 указывают на то, что система управления с автоматом закрылков существенно снижает нагрузки, действующие на самолет.
Реализация описанных выше систем парироцания нагрузок от ветра представляет значительные трудности в связи с необходимостью создания быстродействующих приводов очень большой мощности для управления закрылками.